Форум » Политика » Израиль: дежавю с «Бибигоном»? » Ответить

Израиль: дежавю с «Бибигоном»?

cccp: Израиль: дежавю с «Бибигоном»? 31 марта 2009 года был утвержден новый состав правительства Израиля. Полтора месяца – не такой уж большой срок для согласования состава кабинета в парламентских республиках. Зато размер правительства (30 министров и 7 входящих в кабинет замминистров), уровень представительства выходцев из «русской общины» на многих видных постах и объем бюджетных расходов, которые предусматриваются коалиционными соглашениями, уже тянут на сенсацию. А учитывая, что смена правительства в Израиле происходит в тот же год, когда в США поменялась администрация Белого дома и должны состояться президентские выборы в Иране, значение смены правительства в Тель-Авиве только усиливается. Как повлияет новое правительство на политику Ближнего и Среднего Востока в переломный год? Станет ли второе премьерство Биньамина Нетаниягу повторением не слишком удачного первого? Как повлияет на международную политику наличие в новом кабинете министров столь упрямых правых политиков, как сам Нетаниягу и новый глава МИД Авигдор Либерман? Долго ли продержится новое правительство? Ответить на эти вопросы может помочь взгляд на состав нового кабинета и историю его формирования. Напомним, что состав кабинета был утвержден израильским парламентом (Кнессетом) 69 голосами из 120, получив поддержку депутатов правых партий и присоединившихся к ним части депутатов из левоцентристской «Аводы». При этом возглавляемый премьером «Ликуд» получил 15 министерских портфелей, «Наш дом – Израиль» Авигдора Либермана и «Авода» – по 5, ультрарелигиозная партия ШАС – три портфеля, ультраправая «Байт Йегуди»– 1 (как и религиозная партия «Яадут а-Тора», поддержавшая правительство, но присоединившаяся к соглашению позже). Правительство под ударом Итак, Биньамин Нетаниягу, получивший от своих соперников злое прозвище «политический карлик Бибигон», сумел сформировать широкую коалицию, добившись большинства поставленных целей. В принципе, у новой коалиции, действительно, немало общего с прошлым правительством Биби 1996–1999 годов. Как и в прошлый раз – широкая партийная коалиция (ведь и тогда говорили, что в правительстве Нетаниягу каждый министр – лидер партии или хотя бы собственного движения). Как и в прошлый раз – с участием правых, ультраортодоксальных и «русских» политиков. Только вместо Натана Щаранского с «русской партией» «Исраэль Ба-Алия» теперь гораздо более влиятельный Авигдор Либерман с «русским» «Нашим домом – Израилем». Да и многие из сотрудников Кабинета все те же. Это и упомянутый Либерман – только вместо аппаратной, хоть и влиятельной, должности гендиректора министерства главы правительства в его распоряжении теперь пост вице-премьера и главы МИД. Дан Меридор – на посту министра разведки вместо министра финансов. Яков Неэман – министр юстиции, занимавший пост министра финансов в правительства Нетаниягу после Меридора, Сильван Шалом – министр регионального развития, а в первом правительстве Нетаниягу – заместитель министра обороны, Бени Бегин – министр без портфеля в новом кабинете и министр науки в предыдущем правительстве Биби. Сохранились и факторы, которые в прошлый раз сделали работу правительства Нетаниягу крайне нестабильной и, в конце концов, привели к его отставке. Во-первых, это размер коалиции. Прошлое правительство Нетаниягу погубили именно трения между светскими националистами и ультраортодоксами. В новом же правительстве добавляется и фактор партии «Авода». Как известно, включение ее представителей в коалицию вызвало неприятие как со стороны правых единомышленников и однопартийцев Либермана, так и среди активистов самой Партии труда. Молодежное движение партии после известия о желании лидера партии Эхуда Барака ввести «Аводу» в коалицию начало сбор подписей за проведение внеочередного партийного съезда и отставку лидера партии. Барак натолкнулся на ожесточенное сопротивление даже в рядах собственной парламентской фракции. Таким образом, отношение к коалиции даже у ее участников настолько сложное, что через некоторое время вполне может повториться история первого правительства Нетаниягу, когда попытка вынести ему вотум недоверия стала частым (и потому заурядным) явлением. Кстати, поскольку израильские политики не обязаны слагать депутатские полномочия при переходе в правительство, 37 парламентариев из коалиции теперь не смогут активно участвовать в работе комитетов Кнессета и участвовать во всех его заседаниях, что дает небольшое тактическое преимущество для оппозиции. Во-вторых, практически вошло в поговорку неумение Нетаниягу выстраивать отношения с однопартийцами. Ведущие министры его первого правительства – иностранных дел, обороны, финансов – покинули и кабинет министров, и даже правящую партию еще до ухода самого премьера. В 2005 году Нетаниягу настаивал на коллективном выходе из правительства Шарона, начавшего эвакуацию еврейских поселений из Северной Самарии и Газы, всех представителей «Ликуд», но был вынужден покинуть кабинет в гордом одиночестве, не поддержанный соратниками. Кстати, два министра, не последовавшие тогда примеру лидера правых, попали и в нынешнее правительство – это Лимор Ливнат (министр культуры) и Сильван Шалом. Конечно, за последние месяцы Нетаниягу сумел проявить чудеса компромисса и политического маневрирования, сумев сначала вернуть в ряды «Ликуд» ряд его видных деятелей (тех же Бени Бегина и Дана Меридора), а затем создать довольно широкую парламентскую коалицию. Нетаниягу сумел примириться с «принцами “Ликуд”» – детьми известных израильских политиков, выбравшими политическую карьеру, конфликт с которыми отравлял ему жизнь в ходе первого премьерства. Нетаниягу мастерски устранил с пути группу ультрарадикалов Моше Фейглина, которая пыталась выступать против него в ходе формирования избирательного списка партии. Но недовольные голоса раздаются и сейчас. Неприятие многих «ликудовцев» вызывает то, что все ведущие посты в правительстве – главы МИД, министерства обороны, внутренней безопасности – достались выходцам из других партий. В-третьих, вновь повторяется диспозиция, имевшая место в первое премьерство Нетаниягу: администрация демократов в США, готовая на уступки даже странам и движениям-«изгоям», получает в его лице неуступчивого и упрямого партнера. Специалисты по Ближнему Востоку неоднократно отмечали, что при Нетаниягу мирный процесс в регионе вступил в состояние стагнации. Биби подписывал протокол о создании палестинской зоны в Хевроне и одновременно форсировал строительство нового жилого комплекса в квартале Хаар Хома в Восточном Иерусалиме, который замыкал кольцо еврейских поселений вокруг города и отделял его арабскую часть от Палестинской автономии. Обещал палестинцам передать под контроль 40 % Западного берега, когда ранее подписанные соглашения в Осло уже позволяли им рассчитывать на 90 %, и, в конце концов, пошел на еще меньшие уступки по Меморандуму Уай-Ривер. Угрожал аннексией остающихся под контролем Израиля арабских территорий, в то время как Палестина требовала признания независимости. К тому же начало его премьерства было ознаменовано интифадой, которая началась после открытия для посещения археологического туннеля под священной для всех мусульман мечетью Аль-Акса, а вторая половина – кризисом в отношениях Израиля и Иордании из-за покушения агентов израильских спецслужб на жизнь нынешнего лидера ХАМАС Халеда Машаля. В итоге, в конце 1990-х отставка правительства Нетаниягу явно прошла не без влияния Вашингтона. Факторы страха Факторы риска для израильского правительства становятся таковыми и для Еврейского государства в целом, если учесть вызовы, которые встанут перед ним в ближайшее время. Первый фактор – это, конечно, экономический кризис. В этом смысле у правительства Нетаниягу есть ряд преимуществ, главное из которых заключается в председателе, который лично будет координировать экономическую политику. Нетаниягу – один из немногих израильских политиков первого эшелона, имеющих экономическое образование. Многие помнят, что Израиль во многом его стараниями практически безболезненно пережил азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов, а экономические показатели страны возросли: сократился бюджетный дефицит и серьезно снизилась инфляция (с 12 до 4 %). У его нынешнего правительства есть и другой важный козырь – союз с левоцентристской «Аводой». Как показывает европейский опыт, проводить непопулярные реформы удобнее всего именно в союзе с социал-демократами, влиятельными в профсоюзной среде. Однако те же факторы являются и ахиллесовой пятой нового правительства. Прежде всего, обещания социальных гарантий, данные при заключении коалиционного соглашения «Аводе» и ШАС, настолько значительны, что следующий бюджет наверняка будет с большим дефицитом. А свободу маневра в экономической сфере премьеру будет сковыват его партнерами по коалиции. Второй фактор – это палестино-израильские отношения. Многие эксперты вспоминают, что именно правое правительство Менахема Бегина вернуло Синай Египту, а известный своими непримиримыми правыми взглядами Ариэль Шарон начал одностороннее размежевание с палестинцами и разрушение еврейских поселений. Они отмечают, что предвыборные обещания – это одно, а реальная политика – совсем другое, и Нетаниягу с Либерманом просто вынуждены будут пойти на уступки. Но дело в том, что именно эти политики уже показали свое крайнее упрямство в палестинском вопросе; если они и сдают на переговорах какие-то позиции – то только с боем. Судя по всему, такую же политику в отношении палестинцев они готовы проводить и сейчас. Израильские СМИ сообщают о закрытой части договоренности Нетаниягу–Либермана, предполагающей строительство трех тысяч жилых зданий в Маале-Адумим, за «Зеленой линией», что стало бы дополнительной преградой между арабскими кварталами Иерусалима и Палестинской автономией. По сути, применяется та же тактика, что и с уже упомянутым кварталом Хаар Хома в первое премьерство Нетаниягу. Безусловно, переговоры с палестинцами новому правительству вести придется – тем более что на этом настаивают США и ряд лидеров Евросоюза. Но в том, что переговоры теперь затянутся очень надолго, кажется, сомневаться не приходится. В качестве более приемлемой для переговоров некоторые наблюдатели считают позицию Либермана: ведь «Наш дом – Израиль», судя по программе объединения, не против размежевания с палестинцами, а выходом из проблемы считает обмен территориями. Такие важные пункты, как Ариэль, Баркан, Гиват-Зеэв, Гуш Эцион, Маале-Адумим и долину реки Иордан, они официально предлагают признать частью Израиля, а территории компактного проживания израильских арабов-мусульман – передать Палестинской автономии. Однако если присмотреться к этому плану, можно увидеть, что он вовсе не такой гуманный и даже не реалистичный. Большинство израильских арабов, как показывают соцопросы, сочувствует палестинцам, но под властью Палестинской национальной администрации жить не хочет и ассоциирует себя именно с Израилем. Если передать места их компактного проживания палестинским властям, арабы, скорее всего, переедут в Израиль. Конечно, можно попробовать лишить их гражданства, введя предлагаемую тем же Либерманом «присягу на лояльность» или какими-либо другими способами, но массовое лишение гражданства не имеет прецедентов в истории западного мира последних десятилетий. Даже пример Латвии с ее «негражданами» не служит аналогией: ведь эта республика, можно сказать, учреждалась заново после распада СССР, а Израиль вроде бы никто не переучреждает. Вместе с предложениями того же Либермана исключать из вузов студентов, протестовавших против израильской операции в Газе, такие меры уже граничат с введением диктатуры. К тому же левые и левоцентриские партии самого Израиля также не поддержат такую идею, поскольку они неоднократно обращались за поддержкой к арабским партиям по целому ряду вопросов, и их немногочисленные голоса могут оказаться решающими. Кстати, нынешняя программа «Ликуд» по вопросу палестинских территорий выглядит довольно расплывчатой – достаточно четко там очерчен только статус Иерусалима как «неделимой столицы Израиля». Подчеркивается, что «любую территорию, с которой уходит ЦАХАЛ, немедленно захватывает ХАМАС». Любые уступки воспринимаются террористами как «проявление слабости», хотя такая возможность и не исключается абсолютно. Впрочем, еще в 1994 году Биньамин Нетаниягу обозначил свой взгляд на палестинскую проблему следующим образом. На одной из их встреч, состоявшейся в августе 1994-го, Нетаниягу подробно представил свою концепцию решения палестинской проблемы: «Трансфер, то есть выселение всех арабов из Израиля, – можно было бы рискнуть в 1967 году. Сейчас невозможно из-за мирового общественного мнения; Независимое палестинское государство на территориях – невозможно. Ставится по угрозу безопасность Израиля. Ставится по удар судьба поселений – “авангарда сионизма”; Газу надо “списать со счета” – нам безразлично, что там будет, хоть “независимое государство”, хоть “египетский вариант”; Западный берег – вот тут нужна автономия, но только автономия, не государство. И чем теснее Иордания будет связана с автономией, тем лучше». Кроме того, коалиционное соглашение между «Ликудом» и НДИ предусматривает отказ от свертывания еврейских поселений и сохранение еврейских форпостов на палестинских территориях. Нехватка де Голля Третий фактор, связанный со вторым – это отношения Израиля с рядом государств Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Ираном и Сирией. Как известно, здесь позиции Нетаниягу и Либермана сходятся, поскольку оба политика настроены резко антиирански. Кстати, то, что Либерман будет курировать в комиссии и иранский вопрос, некоторые израильские эксперты оценили, как показатель скорых ударов по Ирану – ведь если речь идет об уступках Исламской республике, вряд ли лидер НДИ захотел бы связывать себя с действиями, которые не примут его избиратели. Впрочем, вопрос военных акций Израиля против Ирана наверняка будет решаться не в Израиле. А вот о связи с Вашингтоном, за которым в этом вопросе остается последнее слово, новое правительство действительно тщательно позаботилось. Здесь и включение в коалицию «Аводы», у лидеров которых установились давние связи с американскими демократами, и предоставление статуса замминистра иностранных дел Дани Аялону – известному дипломату, с 2004–2006 году занимавшего пост посла Израиля в США и одним из первых предсказавшего победу Барака Обамы в президентской гонке. Четвертым фактором являются перемены внутри самого Израиля. Собственно, носителям целого пакета предложений, являющихся ответом на эти перемены, выступил «Наш дом – Израиль». Меры эти очень широкие: от поправок в семейное законодательство до принятия Израилем конституции (сейчас таковая в стране отсутствует) и изменения политической системы – замены парламентской республики президентской, поднятия избирательного барьера на парламентских выборах с 2 % до 5 %, разрешения голосовать на израильских выборах гражданам страны, проживающим за границей. Некоторые из этих предложений могут показаться интересными, впрочем, вряд ли самые масштабные из них в ближайшем будущем будут реализованы. Так, в изменениях в законе о выборах и расширении полномочий президента не будет заинтересована сама политическая элита, а лидера, настолько авторитетного, чтобы провести эти реформы (подобно де Голлю во Франции), в Израиле сейчас нет. Возможно, будет предоставлена возможность голосовать для граждан, находящихся за пределами Израиля – ведь правые партии считают, что в этих слоях их поддержка очень высока. «Вкус водки, черного хлеба и настоящий дружбы» Наконец, победа «русской» партии «Наш дом – Израиль» заставила многих в самом Еврейском государстве заговорить о русском факторе во внутренней политике, а многих в России понадеяться на тот же фактор во внешней. Во время своего первого премьерства Биньамин Нетаниягу рассказал послу российскому послу в Израиле Александру Бовину, что его соратник (тогда еще по партии) Авигдор Либерман научил его «понимать вкус водки, вкус черного хлеба и вкус настоящей дружбы». Кажется, многие действительно поверили, что с успехом группы «русских политиков» сам «вкус» израильской политики приобрел легкий русский привкус. Стоит отметить, что в Израиле, где до сих пор репатрианты из бывшего СССР составляли чуть более 1 % сотрудников государственного аппарата (при этом среди судей, например, насколько известно, вовсе нет представителей «русской» общины), при этом составляя почти пятую часть населения страны, партия, выступающая от имени этих репатриантов, впервые получает сразу пять мест в правительстве, в том числе пост главы МИДа. В то же время и НДИ шире «русского фактора», и «русский фактор» уже вышел за пределы этой партии. Так, новым лидером парламентской фракции «Ликуд» стал Зеэв Элькин, уроженец Харькова, которому в апреле исполняется 38 лет. С другой стороны, с НДИ связаны такие видные представители уроженцев Израиля («сабров»), как Дани Аялон или Узи Ландау (министр инфраструктуры в новом правительстве). Что касается заявлений о сближении с Россией, то новый глава МИД Авигдор Либерман, действительно, их делал. Но предложения эти касались, прежде всего, военно-технического сотрудничества двух стран (о котором речь заходила и раньше) и возможной помощи России в установлении санкций против Ирана. Понятно, что это расходится с политикой Москвы, и вряд ли резко антииранская позиция «русского» Авигдора Либермана будет ей ближе, чем более сдержанное отношение к проблеме со стороны ранее возглавлявшей МИД представительнице «сабров» («цабарит») Ципи Ливни. К тому же новый глава МИД не собирается менять заместителя гендиректора своего министерства, отвечавшего за связи со странами Центральной Европы и Евразии (в том числе республик бывшего СССР) Пинхаса Авиви, занимавшего эту должность и при Ливни, что может говорить о том, что Либерман вряд ли будет кардинально менять политику в отношении постсоветского пространства. Смена правительства в Израиле, безусловно, повлияет на ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке. Однако стоит помнить, что кардинальные решения – скажем, о проведении военной операции израильских ВВС против Ирана – все равно будут приниматься в Вашингтоне. И происхождение израильских политиков, которые вынуждены будут на эти решения равняться, тоже может сыграть свою роль, но все-таки только второстепенную. Михаил Нейжмаков

Ответов - 4

РА: ИЗРАИЛЮ ОСТАЛОСЬ СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ БОЛЕЕ 20 ЛЕТ? ИЗРАИЛЮ ОСТАЛОСЬ существовать не более 20 лет. К такому мнению пришли специалисты Центрального разведывательного управления США. Экспертами ЦРУ подготовлен доклад, в котором утверждается, что в течение последующих двадцати лет еврейское государство в Палестине прекратит свое существование, все палестинские беженцы возвратятся на ныне оккупированные этим государством территории, в то же время два миллиона израильтян переедут на постоянное жительство в США. По тем же прогнозам, в Россию из Палестины переселятся 1,5 миллиона евреев. Об этом в эфире англоязычного телеканала Press-TV заявил американский адвокат Франклин Ламб, ссылаясь на данные ЦРУ. По его словам, исследование американской разведслужбы носит закрытый характер, и в данное время оно доступно лишь ограниченному кругу членов комитета по разведке сената США.

cccp: Очень возможно что: РА пишет: в Россию из Палестины переселятся 1,5 миллиона евреев. Процесс уже идет.

Moldovan: НАКОНЕЦ-ТО!!!


cccp: В Россию могут вернуться около 700 тысяч граждан Израиля -------------------------------------------------------------------------------- 2009-06-11 20:52 Versia.ru Руслан Горевой В 70-80-е годы евреи в массовом порядке покидали Советский Союз по израильской визе. Большая часть эмигрантов позже перебрались в Америку и Европу, и сегодня в Израиле живут примерно 1 млн. 100 тыс. бывших наших соотечественников, пишет «Версия.ру». Между собой они продолжают разговаривать по-русски, читают русскоязычную прессу и отождествляют себя скорее с русской, нежели с израильской, культурой. Впрочем, до недавнего времени они неплохо чувствовали себя на новой родине и возвращаться не собирались. Но примерно год назад выходцы из СССР в массовом порядке стали покидать Землю обетованную и перебираться на ПМЖ в Россию, на Украину и в Белоруссию. 200 тыс. так называемых русскоязычных евреев уже покинули Израиль, и до конца года из страны уедут ещё столько же. В кнессете бьют тревогу: ожидается, что процесс реэмиграции продолжится и в следующем году, а всего в Россию и страны СНГ вернутся около 700 тыс. человек. Часть из них намерены остаться гражданами Израиля, но примерно треть «возвращенцев» собираются обзавестись российскими паспортами. Чем вызвано желание русскоязычных израильтян перебраться в нашу страну и почему они решили уехать именно в Россию, а не в Европу или Америку, разбирался корреспондент «Нашей Версии». В двух регионах России готовы принять и разместить всех приезжих из Сиона хоть завтра – в Приморском крае и Еврейской автономной области. Об этом поспешили заявить губернаторы Сергей Дарькин и Николай Волков. Конечно, логично было бы предположить, что потенциальные переселенцы, вежливо поблагодарив, от любезных предложений губернаторов откажутся в пользу более привлекательной европейской части России. Кому охота начинать жизнь практически с нуля в не слишком обжитых и не слишком перспективных «медвежьих углах»? Но, как выяснилось, предложение переселенцев вроде бы устраивает. И 200–250 тыс. из тех, кто собирается в ближайшем будущем обратиться за российским гражданством, готовы осесть в Приморье и в совсем уж, казалось бы, малопривлекательном Биробиджане. Да и те, кто хочет оставить израильское подданство, не прочь поработать на Дальнем Востоке – видят, стало быть, какую-то перспективу. Более привлекательную, нежели ближневосточная. Почему же евреи решили вернуться в страну, из которой совсем недавно они с видимым облегчением уезжали? Социологи уверяют: причина кроется в обострении ситуации на Ближнем Востоке. Израиль живёт как на вулкане: ракеты падают на приграничные города то с палестинской территории, то с ливанской. Конца-краю обстрелам не видно. Человеческих жертв немного, но психологический дискомфорт от сознания собственной уязвимости чувствуют жители не только приграничного Сдерота, но и удалённого от границы Тель-Авива. И если израильские старожилы-ватики за долгие годы свыклись с мыслью о том, что они вечные мишени соседей-арабов, то новоприбывшим переселенцам из России и СССР – олимам – перспектива прожить жизнь в вечном страхе теракта вовсе не улыбалась. Да, они уезжали на историческую родину, но вовсе не за тем, чтобы дрожать от страха или погибнуть. Они ехали за лучшей жизнью в страну, где нет очередей за продуктами и где свободно продаются книги запрещённых писателей-диссидентов. Но лучшей жизни они не нашли, а нашли нечто совсем другое – бесплатную работу в колхозах-кибуцах, лёгкое презрение ватиков и обязательную воинскую повинность для мужчин и женщин. А тут ещё перспектива скорой войны с Ираном. Недавно газета «Хаарец» опубликовала статистику Центра изучения Ирана Университета Тель-Авива, согласно которой почти четверть – 23% – жителей Израиля немедленно покинут страну, если узнают, что Иран обзавёлся ядерным оружием. В центре решили копнуть глубже и понять, кто же эти 23%. Оказалось, приезжие из бывших советских республик и стран Восточной Европы, в основном из Польши и Румынии. Среди «коренных» – ватиков – желающих выехать не нашлось вообще. А теперь считаем: на сегодняшний день в Израиле живут примерно 7,5 млн. человек. Из них 1 млн. 100 тыс. – бывшие россияне и около 1 млн. – вчерашние соседи по соцлагерю. Если верить статистике, выходит, что все они уже сидят на чемоданах.



полная версия страницы