Форум » Крах капитализма » КРИЗИС » Ответить

КРИЗИС

cccp: Посмотрим на кризис со стороны В институте философии РАН состоялось очередное заседание научного семинара «Марксовские чтения» под руководством доктора философских наук, профессора Д.В.Джохадзе. Тема была предельно актуальной, а доклады таких ведущих экономистов, как И.М.Братищев и Ф.Н.Клоцвог, - интересными и содержательными. По-видимому, оба представят свои соображения в печати, поэтому не буду забегать вперед, так же как и излагать выступления других участников семинара, неравноценные по содержанию и эмоциональному накалу. На семинаре, как и в уже многочисленных публикациях по вопросу о мировом финансовом кризисе, «подкравшемся незаметно», к сожалению, не затрагивались некоторые вопросы, представляющие большой общественный интерес, в том числе и для научного анализа. Вопрос первый. Меня удивляет резкая диспропорция в освещении двух финансовых проблем, в том числе и прежде всего официальными источниками информации. Известно, что за годы правления Б.Ельцина и В.Путина были «прощены» долги ряда стран Советскому Союзу, унаследованные РФ. Сообщения об этом давались скупо – кратко и без каких-либо обоснований. Насколько помнится, в общей сложности «скостили» 50 – 60 млрд. долл. А вот сообщение о предоставленном Исландии на льготных условиях кредита в 3 млрд. долл. для стабилизации банковской системы этой страны повторялось неоднократно – правда, тоже без обоснования, без разъяснений. Возникшие сомнения и недоумение могут быть разрешены двумя путями: а) это – заурядное политическое фанфаронство, имеющее целью продемонстрировать гражданам РФ, а заодно и загранице, что с финансами в России все «тип-топ», кризис обошел на стороной, б) это – отвлекающий маневр, призванный приглушить естественную тревогу россиян о судьбе знаменитого российского Стабфонда: цел ли он, какая его часть сгинула для России, уйдя на поправку финансового здоровья США? Думается, не случайно Кудрин не откликается на неоднократные приглашения посетить Государственную думу: а ну как депутаты поинтересуются именно этим, да еще и в плане конкретных цифр… Интересно и иное: в какой мере кризис был неожиданным для всех или он был спланирован мировой финансовой олигархией? И насколько была информирована об этом властная и финансовая верхушка РФ, иначе говоря, какова мера ее соучастия? Второй вопрос касается актуальности экономической теории К.Маркса. СМИ сообщали, что с началом мирового финансового кризиса спрос на труды Маркса, особенно 1 том «Капитала», вырос на 300%, то есть вчетверо, запасы в книготорговле исчерпаны. Некоторые авторы пишут о правильности теории циклических кризисов (иные, правда, со ссылкой на Сороса, хотя, как мне кажется, Маркс жил несколько раньше). Но циклы ломаются, бывают, выражаясь медицинским языком, и «задержки». Интересно бы конкретно изучить, почему. Насколько мне позволяют знания современной истории, я бы связал это с милитаризацией экономики империалистических держав, с превращением государственных бюджетов фактически в бюджеты военного времени (это вполне можно подсчитать, начиная с 1945 г., когда «ястребы» из среды наших союзников планировали начать Третью мировую войну – против Советского Союза 1 июля, меньше чем через два месяца после капитуляции гитлеровской Германии!), с гонкой вооружений - количественной и, особенно, качественной, по новым видам и типам вооружений. Все это – не только способ оттянуть кризис или смягчить его последствия, но и основной для современного капитализма метод противостоять установленной еще Марксом закономерности – снижению нормы прибыли. Возможно, я плохо следил за экономической литературой, но мне представляется, что после академика Е. Варги и Юргена Кучинского из ФРГ никто из экономистов не вел серьезных исследований развития этой закономерной тенденции в условиях современного капитализма. Милитаризация экономики есть признак, проявление и дополнение углубляющегося общего кризиса капитализма. Она связана и с циклическими кризисами. Именно в такой экономической ситуации возникла (точнее, была развязана) Вторая мировая война – самая кровопролитная и разрушительная в истории человечества. Такая закономерная связь прослеживается и позже. Мне возразят: но ведь Третья мировая война не разразилась! Это как сказать. Да, люди с ужасом ожидали всемирного ядерного Апокалипсиса, но он, слава богу, не состоялся. Но война идет, хотя началась она и позже, чем планировали ее поджигатели. Но это необычная война, в совершенно иных формах, чем бывало в истории – война «вялотекущая», фрагментарная, переходящая в открытое военное столкновение время от времени, в тех точках планеты, в которых агрессоры рассчитывают на успех, хотя бы частичный. И так она ведется: эпизод за эпизодом, начиная с первого самого яркого и широко известного – с Корейской войны 1950 – 1953 гг. (не забыть бы начавшихся раньше войн на Филиппинах, во Вьетнаме, в Индонезии, в Греции и, разумеется, в Китае). Корейская война имела ряд причин. Кроме стремления США зацепиться (после изгнания из Китая) за сухопутный плацдарм в Евразии и уничтожить вставшую на путь социализма КНДР, американские империалисты в развязывании войны видели выход из начавшегося в 1949 г. и набиравшего обороты обычного для капитализма циклического кризиса. Всего после 1945 г. насчитывают более двухсот развязанных США «локальных войн» и других вооруженных конфликтов, причем всякий раз американская военщина пыталась придать этим конфликтам интернациональный характер – втянуть в них, возможно большее число стран, чтобы, с одной стороны, воевать чужими руками, а с другой – хотя бы формально опереться на решение хоть какой международной организации (даже не имеющей на то законных полномочий), чтобы «легализовать» свою агрессию. Вот вам характерный признак именно мировой войны. Необычно только то, что периоды военных столкновений перемежаются относительно мирными периодами «холодной войны» и даже годом или несколькими годами «потепления», «разрядки» и даже «партнерства» (во времена правления Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина, Путина, хотя содержание сходных ситуаций было различно). Но для того, чтобы внешняя и, в частности, оборонная политика России была выверенной и эффективной, необходимо постоянно иметь в виду именно это состояние современного мира (в обоих смыслах русского слова «мир»). Кстати, данная гипотеза позволяет иметь более целостную картину современной истории, более убедительно обосновывая содержание, формы, ход и результаты отдельных фрагментов Третьей мировой войны, национально-освободительных движений, социалистических и народно-демократических революций, а также информационно-психологической войны, военно-фашистских переворотов, так называемых «цветных революций» и созданного мировой финансовой олигархией международного терроризма. Вполне укладывается в эту схему и «пятидневная война» грузинского либерально-фашистского режима против Южной Осетии: войска вторжения готовили, вооружали и снабжали сообща целый ряд стран, а после разгрома агрессора выручали и продолжают восстанавливать военные структуры всем скопом США и ЕС в придачу. Война Грузии против народа Южной Осетии – это не только появление «мелкодержавного шовинизма», но и своеобразная проба сил и репетиция «малой войны» против России, а также попытка сбросить давление начавшегося кризиса. Не хочу напророчить неприятности, но следующие военные акции можно ожидать против Сирии, Пакистана и где-то в Латинской Америке. Кризис поджимает. Третий вопрос в краткой заметке анализировать нет возможности, поэтому я его лишь кратко обозначу. На упомянутом семинаре высказывалось мнение, что разразившийся в мировом масштабе кризис ставит в повестку дня разрешение альтернативы: социализм или капитализм. Не спешите, дорогие товарищи, не подгоняйте историю необдуманно. Данная альтернатива стоит на очереди дня далеко не во всех странах планеты. Актуальнее иная альтернатива, которую специалисты в области общественной теории не замечают, поскольку то ли не усвоили, то ли забыли. В первом томе «Капитала» Маркс с увлечением, даже с восхищением цитирует Аристотеля, который проводит различение между двумя типами товарного производства: между экономикой, ориентированной на удовлетворения жизненных потребностей людей и общества в целом, и хрематистикой, нацеленной на получение возможно большего количества денег (Аристотель – автор обоих этих терминов, общеупотребительного и обойденного вниманием даже ученых). Разрешение этого общемирового противоречия, заложенного в основе базирующегося на частной собственности хозяйства, по-видимому есть предварительное условие разрешения противоречия между капитализмом и социализмом. Насколько возможно научно корректное различение этих типов товарного производства теперь, спустя почти две с половиной тысячи лет после Аристотеля? Пример такого подхода дал В.И.Ленин, который на У111 съезде РКП(б), в полемике против Бухарина проводил различение между империализмом, как надстройкой над «старым» капитализмом, и самой основой капитализма. Есть смысл подумать в этом направлении и поработать современным обществоведам, особенно экономистам. Ни Маркс, ни Ленин не виноваты, что не выполнили всю ту работу по развитию общественной теории – так, чтобы теперешние работники общественной науки могли бы спокойно лежать на печи и есть калачи, - то есть вовсю цитировать классиков. Владимир Семенович МАРКОВ, секретарь ЦК партии «Союз коммунистов».

Ответов - 37 новых, стр: 1 2 3 All

cccp: Политика: За рубежом Украинская экономика окончательно вошла в штопор 22:22 «Известия» Государственный комитет статистики Украины отказался от публикации ежемесячных данных о динамике валового внутреннего продукта и перешел к квартальному графику На сайте ведомства указано, что первые данные о динамике ВВП в текущем году будут обнародованы только в июле, то есть через три месяца после окончания первого квартала. Аналитики считают неслучайной смену графика именно сейчас, когда экономика страны стремительно скатывается в пропасть и падение ВВП может сравниться с кризисными девяностыми, а правительство Юлии Тимошенко исповедует принцип «больше хороших новостей, меньше пессимизма». Эксперты уже в голос заговорили о беспрецедентном кризисе в экономике республики, утверждая, что падение ВВП в январе было не менее 13%. Впрочем, пессимисты называют цифру в 20%, ссылаясь на беспрецедентное в истории страны сокращение объема промышленного производства на 34,1% в январе. Если с начала прошлого года спад наблюдался в строительстве, а с середины — в промышленности, то в январе 2009 года, по данным Госкомстата, сокращение во всех сферах, за исключением сельского хозяйства, где прирост составил 0,5%. На транспорте падение превысило треть, в строительстве — более половины. «У нас две отрасли в спаде — строительство и промышленность, они производят 30% ВВП. Видно, что к ним стремительно присоединяются другие. Можно сказать, что одна треть экономики в кризисе, а две трети в предкризисном состоянии, — отметил руководитель группы советников главы Нацбанка Валерий Литвицкий. — Хотя данных о ВВП и нет, но уже ясноЮ что экономика стала вертикально уходить вниз, формат падения не имеет прецедентов — обвальное и тотальное». Директор Национального института экономического прогнозирования Валерий Геец в статье, опубликованной в ежемесячном журнале «Экономика Украины», пишет, что ВВП может сократиться на 3% при оптимистическом сценарии развития экономики в 2009 году и на 10% — при пессимистическом. Однако Тимошенко не раз заявляла, что не планирует вносить коррективы ни в госбюджет, ни в макроэкономические прогнозы этого года, согласно которым ВВП должен вырасти на 0,4%. По словам Литвицкого, власти могут смягчить ожидаемое в 2009 году падение промышленности и ВВП, если примут непопулярные жесткие меры. «Антикризисный пакет законов, новый бюджет, гармоничные действия Нацбанка и Минфина, волатильный курс, немедленно начать рекапитализацию банков, возобновить программу с МВФ — если все это будет сделано, то падение будет, но менее глубокое, и достигнем дна уже в конце этого года», — сказал Литвицкий, слова которого приводит Reuters. А на днях Верховная рада приняла отставку министра финансов Виктора Пинзеника, несогласного с расточительством правительства Тимошенко. По его словам, были нарушены главные принципы, которыми он как министр руководствуется в работе: сбалансированный бюджет, минимальный размер дефицита, неэмиссионные источники его покрытия, ограничение жизни в долг. В конце прошлого года Пинзеник отказался подписать проект госбюджета с дефицитом в размере 3%, принятый вопреки его рекомендациям.

cccp: Долги по зарплате: кому перестанут платить?17.02.200940%-ное снижение задолженности по зарплатам в конце года оказалось временным явлением. Предприятия "закрыли" год, а с января опять стали задерживать зарплату людям. В межквартальном периоде компании будут наращивать долги, увеличивая еще прошлогодний вал неплатежей сотрудникам Снижение просроченной задолженности по зарплатам на конец прошлого года на 40% не стало тенденцией. Тогда многие компании стремились закрыть годовые балансы, выплачивая сотрудникам зарплату, даже если это требовало от них невероятных усилий и изворотливости. В противном случае предприятиям пришлось бы переплачивать налог на прибыль. Но в феврале все вернулось на круги своя: долги по зарплате вновь растут бешенными темпами. С начала года они увеличились почти на 50% и на 1 февраля составили 6,97 млрд рублей против 4,67 млрд рублей на 1 января. Из общей суммы задолженности 95% (6,58 млрд рублей) возникло из-за отсутствия у компаний собственных средств, и этот показатель за месяц удвоился. Бюджетникам на 1 февраля не доплатили 378 млн рублей, за месяц долги выросли на 45%. Сильнее всего обделили работников, финансируемых из местных бюджетов, долг которым составил 177 млн рублей, увеличившись на 95%. Задолженность работников, получающих зарплату из федерального бюджета, выросла на 40% - до 122 млн рублей. И только бюджеты субъектов РФ снизили задолженность по зарплате на 5% - до 79 млн рублей. Основная сумма долга по зарплате осталась еще с прошлого года: 5,9 млрд рублей или 85%. Еще сильнее портят статистику "остатки" с 2007 и более ранних годов - таковых 681,6 млн. рублей или 9,8%. Долги по зарплате на начало февраля имели 500 тысяч человек, половина из них - работники обрабатывающих отраслей. На 1 января их было 300 тысяч. Задолженность по зарплатам растет как снежный ком. Некоторое снижение можно будет наблюдать в конце квартала, когда компании будут закрывать квартальные балансы, и будут стремиться уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, выплатив сотрудникам хоть какие-то деньги. Но, пока не пришло время закрывать первый квартал, "зарплатная" статистика по итогам февраля рискует оказаться еще более суровой, чем нынешние показатели, тем более, что ни о каком улучшении ситуации с финансами в стране говорить пока что не приходится. Интерфакс Полную версию статьи читайте здесь http://www.ifx.ru/txt.asp?rbr=1501&id=1086384

cccp: Жизнь и смерть в особых условиях В Ивановской области сложились условия способствующие вымиранию населения. http://volnodumie.ucoz.ru/news/2009-02-15-99


cccp: Нынешний кризис сопоставим с распадом СССР — Сорос 07:49 РИА «Новости» Текущий финансовый кризис, который «фактически сильнее Великой депрессии», сравним по последствиям с распадом Советского Союза, считает известный американский финансист Джордж Сорос, которого цитирует агентство Рейтер. МОСКВА, 21 фев — РИА Новости. Текущий финансовый кризис, который «фактически сильнее Великой депрессии», сравним по последствиям с распадом Советского Союза, считает известный американский финансист Джордж Сорос, которого цитирует агентство Рейтер. По его мнению, банкротство инвестиционного банка Lehman Brothers в сентябре прошлого года стало поворотной точкой в функционировании рыночной системы, которая после этого практически распалась. «Мы стали свидетелями коллапса финансовой системы. Она была поставлена на аппарат по обеспечению жизнедеятельности и до сих пор на нем. Сейчас даже не видно “дна” этого кризиса», — сказал Сорос, выступавший в Колумбийском университете в Нью-Йорке.

cccp: Кризис. Правительство было готово. Многие обвиняли правительство РФ в том, что оно не готовилось и даже сейчас не готовится к кризису. Что кризис застал их и, соответственно, нас (имеющих несчастье проживать на подконтрольной им территории) врасплох. По мере того, как маленькая, но яростная и суровая полярная зверушка будет подходить все ближе, эти упреки будут звучать громче+ Но, справедливы ли они? Собственно кризис начался не сегодня и даже не осенью прошлого года. Кое-какие "маргинальные" экономисты говорили, что процессы в экономике идут, ой не туда, уже несколько лет подряд. Конечно, правительство заявляло, что все нормально, но заявлять то можно одно (сами посудите, зачем эффективным менеджерам лишнюю панику поднимать), а реально делать совсем другое. Так вот следует отметить, что готовились к тяжелым для суверенной демократии временам наши власти начали заблаговременно методично и обстоятельно. За последние несколько лет медвежьим правительством и медвежьей думой было сделано следующее: Внесены изменения в закон об экстремизме, позволяющие сажать в тюрьму за выражение, допустим, "проклятые олигархи обворовывают народ", как за разжигание социальной розни к социальной группе "олигархи" и за выражение "а за какой "откат" наше вороватое правительство вложило стабфонд в экономику США", как за разжигание социальной розни против социальной группы "члены правительства". Принят закон, позволяющий, в целях торжества правосудия над организованной преступностью (напоминаю, политический "экстремизм", у нас также проходит по графе "оргпреступность") осуждать людей на основании показаний, данных анонимными свидетелями (!!!). Вот, допустим, идет судебное заседание, звучит из-за ширмы измененный аппаратурой голос: "Я, агент Бывалый, докладываю, что профсоюзный лидер Шуриков каждый вечер нож на директора комбината из экстремистских соображений точит, а кто я, я сказать не могу, так как Шуриковых сподвижников боюсь!" Агенты "Трус" и "Балбес" сие подтверждают и оно катит! На практике данная мера пока еще не применялась, но еще раз подчеркиваю, этот закон, как и закон об экстремизме (в настоящее время работающий, но не в полную силу) принимался впрок. Отменены выборы по одномандатным округам и повышен барьер прохождения в думу до 7%. Действительно, как показала практика времен царской империи и печальная судьба святовымученника Николая второго, предоставление депутатских мест радикалам, даже в том минимальном количестве, в котором они могут использовать их только как трибуну - непозволительная роскошь для суверенной (от слова суверен) демократии. Разрешено "Газпрому" и др. так называемым "стратегическим предприятиям" и "стратегическим акционерным обществам" иметь частные армии, численностью в десятки тысяч человек, вооруженные боевым оружием (!). Причем бойцы этих армий получили полномочия применять оное оружие не только на защищаемых ими объектах, но и вне их, в том числе в местах значительного скопления людей. Также корпоративным гвардейцам дали право, опять же вне охраняемых объектов, задерживать и обыскивать людей и автотранспорт. И, мелочь, но приятно, несколько лет назад была запущена программа по разработке отечественных полицейских водометов. В течение второй половины 2008 года, когда кризис превратился из неприятной возможности в суровую реальность, очевидную почти для всех, а для обладающих полной информацией тем паче, были: Практически ликвидированы полномочия суда присяжных. В его ведении остались только "бытовые убийства", а все преступления против суверенно-демократической власти, на которые граждан мог толкнуть кризис, а именно: организация массовых беспорядков, государственная измена, шпионаж, создание бандформирования и т.д. были выведены из под его юрисдикции. Расширены составы преступлений "государственная измена" и "шпионаж". "Государственной измена" с вполне понятного "содействие враждебной деятельности против безопасности России", разрослась до "деяния против безопасности России, в том числе ее "конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности". Ну а в качестве шпионажа сейчас может трактоваться "консультативная и иная помощь международным организациям". Легко можно понять, что теперь госизменой может быть, при желании, названа ЛЮБАЯ оппозиционная деятельность, а шпионажем ЛЮБОЙ контакт с ЛЮБОЙ международной организацией, допустим с Зарубежной православной церковью, Третьим интернационалом либо Красным крестом. Естественно, были увеличены, причем за счет урезания социальных программ, расходы на милицию. Так по Москве на 2009 г. финансирование образования было снижено на 25 млрд. рэ; здравоохранения, физкультуры и спорта на 24 млрд.; социальной политики - на 18 млрд.; фонд заработной платы учителей средних школ ужали на 3 млрд., фонд оплаты врачей стационаров на 2 млрд.; Фонд оплаты труда бюджетникам сократили на 5%, а средства, выделяемые на милицию, увеличили на 28% . В помощь милиции к лету будут созданы так называемые народные дружины. Дружинников вооружат травматическим оружием и спецсредствами. Им будет дано право "требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния", "участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых органами внутренних дел". По информации НГ, подготовка законопроекта о народных дружинниках связана с "усилением социальной нестабильности в стране". Из кого эти дружины будут комплектоваться - вопрос интересный. Впрочем, по чисто субъективному мнению автора, догадаться не сложно. Особенно если вспомнить, что опять же во второй половине 2008 г. единение власти и неонацистов начало принимать просто "трогательный" характер. Представители прокремлевских РУМОЛа и Молодой Гвардии начали усиленно посещать неонацистские массовые акции протии эмигрантов и организовывать свои, такие же, а правоохранители приступили к активному подавлению антифашистов. Так Алексей Олесинов был брошен в тюрьму по обвинению в хулиганстве сформулированному так: "Он (Олесинов), являясь неформальным лидером молодежного движения "АнтиФа", целью создания которого путем объединения в него группы лиц мужского и женского пола являлось противостояние интересам лиц, пропагандирующих деятельность фашизма, т.е. поддержание нормального функционирования жизнеобеспечения граждан +."(!!!) А еще, производство отечественных водометов было, опять же во второй половине прошлого года, пущено в полный ход. В общем, вывод из перечисленного прост - правительство ответственно и обстоятельно подготовилось к защите своих интересов во время кризиса. А что своих, а не наших, так на то и либеральная рыночная экономика, что каждый в первую очередь заботится о своих интересах. Так что нам остается задать себе один единственный и самый важный вопрос: "Как будем защищаться от кризиса, да и от антикризисных мер правительства МЫ?!?" А. Зимбовский

cccp: 22.02.2009 12:09 : Экономическая элита США опасается, что в результате кризиса на смену капитализму придет социализм<http://www.echo.msk.ru/news/574285-echo.html> Будущая финансовая модель мира стала центральной темой закрытой клубной встречи в Колумбийском университете. <<Призрак коммунизма>> пугающе замаячил на Уолл-стрит. Ведущие финансисты, экономисты и аналитики собрались на конференцию, чтобы попытаться понять, куда катиться мир. Встреча состоялась еще в пятницу, однако подробности кулуарных обсуждений появляются в прессе только сейчас. Представители элиты всерьез опасаются, что в Соединенных штатах - сердце либеральной экономике - произойдут социальные потрясения, что повлечет за собой (цитата по РИА) <<глобальное полевение>>. Участники конференции вспомнили Карла Маркса, предрекшего загнивание и гибель капитализма. <<Глупости, коммунизма не будет>>, приводит агентство мнение нобелевского лауреата, пожелавшего остаться неизвестным. По его словам, распад советских стран доказал несостоятельность коммунистической модели. Лучшие умы США пытались найти виновных в случившемся экономическом коллапсе - одни указывали на Белый дом, другие на банки и Минфин, нашлись и те, кто предъявил претензии простым американцам, бездумно жившим не по средствам. Напомним, на фоне экономических потрясений осенью прошлого года в Европе резко выросли продажи книги Карла Маркса <<Капитал>>. http://www.echo.msk.ru/news/574285-echo.html

cccp: ------------------------------ http://vostokmedia.com/_print35726.html <<Совершенно секретно>>: Кремль создает секретную армию *06:53, 05.02.2009* *Обзор прессы / Россия* *Внутренние войска - мощнейший силовой инструмент внутренней политики* МОСКВА. 5 февраля. ВОСТОК-МЕДИА - Боевые возможности внутренних войск в последнее время стремительно наращиваются. Около 80 процентов всей техники и вооружения ВВ МВД - новых образцов: такое перевооружение <<обычной>> армии и не снилось! Для чего готовят, с кем собираются воевать и кого защищать части и соединения, существующие для охраны правопорядка? Когда российское правительство наконец признало тот факт, что мировой экономический кризис не обошел стороной нашу <<тихую гавань>>, и на лентах информагентств стали появляться сводки о том, что россияне начинают протестовать против перекладывания тягот финансового кризиса на их плечи, слово взяли силовики. Слово прозвучало веско. По сообщениям тех же информагентств, главком внутренних войск МВД России генерал армии Николай Рогожкин заявил: <<Руководство страны приняло решение поддержать численность внутренних войск на прежнем уровне>>, и потому их сокращение приостановлено. Поскольку сам был на той пресс-конференции, могу сказать, что реплика звучала иначе: принято решение поддержать численность внутренних войск в том объеме, который необходим. А вот какой объем необходим, кому и для чего, от главкома никто не услышал, он деликатно уклонился от деталей, выдав обтекаемую фразу: все, мол, зависит от задач, которые будут выполняться внутренними войсками. Формулировка столь гибка, что запросто позволяет нарастить мощь ВВ МВД, если пресловутый <<объем задач>> вдруг переменится. Больше ничего существенного из слов главкома узнать не удалось: дальше он говорил об успехах и достижениях. А узнать хотелось многое. Например, насколько соответствуют действительности упорно циркулирующие слухи, что речь идет вовсе уже ни какой-то там <<приостановке сокращения>>, а о наращивании внутренних войск. Спустя несколько дней пришла новая весть: во внутренних войсках создаются три Центра специального назначения (ЦСН), аналогичных ЦСН ФСБ. В их состав, помимо существующих отрядов специального назначения, введут подразделения парапланеристов, водолазов и прочих спецов, которые обеспечат выполнение <<любой поставленной задачи>>. Первый такой центр уже создан в Отдельной дивизии оперативного назначения (бывшая дивизия им. Ф. Э. Дзержинского). А в середине января этого года главком внутренних войск Рогожкин был назначен заместителем министра внутренних дел. Когда-то главкомы ВВ получали приставку <<заместитель министра>> по положению, в комплекте с основной должностью, но с 2004 года, когда на должность главкома как раз и заступил Рогожкин, такой порядок был отменен, что несомненно означало понижение статуса самого командующего и роли возглавляемой им структуры. Не исключено, что за нововведением стоит намерение главы правительства взять внутренние войска под прямой контроль: ведь теперь как заместитель министра главком становится подотчетен уже и ему. Система органов внутренних <<распылена>> по субъектам федерации, и вовсе не представляет собой, как может показаться, единый ударный <<кулак>> Центра. Региональные структуры и силы МВД (республиканские МВД, краевые и областные ГУВД, всевозможные ОМОНы, СОБРы и т.п.) фактически находятся в двойной зависимости - от центрального министерства и от местных властей. А вот внутренние войска - ударный механизм Кремля, региональным властям никоим образом не подчиненный. Финансирование, вооружение, тыловое обеспечение, кадровые вопросы - все это компетенция исключительно главкомата, к этим вопросам даже центральный аппарат МВД касательство имеет весьма слабое. Точно так же было и в советские времена, когда существовали внутренние войска МВД СССР - и никаких там войск союзных республик. По сути, ВВ выполняли роль обруча, стягивающего огромную многонациональную страну, потенциально готовую к распаду. На закате Союза именно при помощи внутренних войск МВД СССР Москва пыталась остановить распад, в то время как местные органы внутренних дел, как правило, либо стремительно разваливались, либо становились опорой сепаратизма. И неудивительно, что Кремль всегда блокировал любые попытки как подчинить внутренние войска местным органам, так и передать их под начало армии. В системе Минобороны приказ проходит слишком много фильтров и инстанций: сам министр, начальник Генштаба, командования видов и родов войск, округов. А тут приказ можно было отдать напрямую, минуя даже министра внутренних дел, не испрашивая к тому же даже формального согласия всяких там <<парламентов>>. Данные о численности ВВ сильно разнятся. В марте 2006 года, сообщая о планах сокращения ВВ МВД до 140 тысяч человек к 2011 году, Рогожкин говорил: <<На сегодняшний день численность внутренних войск составляет около 200 тысяч человек>>. В марте 2008-го, уже после всех <<сокращений>>, группировка внутренних войск МВД по-прежнему составляла <<около 200 тысяч военнослужащих>>. <<Сокращения>> шли так успешно, что, когда их решено было прекратить в декабре прошлого года, численность осталась все той же, что в 2006-м... На самом деле реальное сокращение внутренние войска претерпели только во второй половине 1990-х годов, когда с 304 тысяч в 1996-м (мощь, сопоставимая с Сухопутными войсками ВС РФ) они уменьшились до 203 тысяч в 1999-м. С тех пор, то есть с момента прихода к власти Владимира Путина, их численность, как мы видим, не претерпела изменений, несмотря на неоднократные заявления о необходимости сокращения штатов и о том, что эти сокращения якобы уже проводятся. Войска специального назначения все эти годы и вовсе только наращивались. Как уточнил главком в одном из интервью, в этих войсках <<насчитывается семнадцать отрядов специального назначения, четыре отдельных разведывательных батальона, один отряд специального назначения радиоэлектронной разведки. В составе частей оперативного назначения и частей по охране важных государственных объектов есть роты специального назначения и роты разведки, а также разведвзводы и взводы спецназа>>. Правда, по словам главкома, <<точная численность спецназа - военная тайна>>. Но, видимо, не особая. Еще 1 сентября 2006 года, торжественно анонсируя создание отряда спецназа <<Пересвет>> (17-го по счету во внутренних войсках), генерал Рогожкин уточнил: численность спецназа ВВ составляет около 17 тысяч человек. Надо полагать, меньше с тех пор не стало - скорее наоборот, раз уже и дельтапланеристов набирают. К слову о дельтапланеристах и о созданных в декабре новых Центрах спецназначения во внутренних войсках, в состав которых и вошли новые отряды. Круг их задач главком тогда очертил недвусмысленно: в Чечне личный состав новых отрядов применяться не будет, их создание <<обусловлено тем, что в столице должно быть создано еще одно подразделение для участия в массовых мероприятиях и для быстрого реагирования на сложные ситуации силовыми мерами>>. В рамках анонсированного в 2005-2006 гг. плана <<реформирования>> ВВ звучали декларации, что до конца 2006 года из их состава будут изъяты танки, вообще все тяжелое вооружение (в том числе артиллерийское), которое передадут министерству обороны. А этого добра у внутренних войск хватало: были и танки, БМП и БТРы, различные артсистемы. В марте 2008 года главком уверял: <<Мы передали тяжелую бронированную технику в Министерство обороны>>. Но нет пока данных, подтверждающих, например, что расформирован танковый батальон Отдельной дивизии оперативного назначения (бывшая дивизия им. Дзержинского). 31 декабря 2008 года в интервью <<Красной звезде>> заместитель главкома ВВ МВД по вооружению - начальник вооружения генерал-лейтенант Сергей Юрченко вдруг обмолвился, что во внутренние войска поступают новые <<средства артиллерийской разведки>>. Значит, о передаче артиллерии из внутренних войск в МО нет и речи, иначе зачем оснащаться новейшими системами артразведки? Главное командование внутренних войск и не скрывает, что происходит ускоренное насыщение внутренних войск мощным и современным вооружением. Может быть, от устаревшей бронетехники и на самом деле частично избавились, но факт, что огневая и, в частности, стрелковая мощь внутренних войск за последние несколько лет выросла значительно. ВВ накачивают новой бронетехникой, аналоговые средства связи в темпе заменяются на цифровые. Внутренние войска вооружаются новейшим стрелковым оружием, о чем летом 2008 года поведал в интервью замглавкома генерал-полковник Валерий Баранов: <<В настоящее время ВВ МВД... оснащаются самыми современными видами стрелкового вооружения... За последние годы в подразделения внутренних войск поступили и уже успели хорошо себя зарекомендовать при выполнении боевых задач 7,62-мм пулемет пехотный ПКП <<Печенег>>, гранатометы ГП-30, РГС-50 и ГМ-94, снайперские винтовки ВСС <<Винторез>>, СВ-98 и АСВК, специальные автоматы АС <<Вал>>, пистолеты-пулеметы СР-2М с прибором бесшумной стрельбы... Для вооружения Центра специального назначения <<Витязь>> поставлены новые образцы стрелкового оружия: 7,62-мм автоматы АК-104, 9-мм самозарядные пистолеты Сердюкова СР-1М, 9-мм пистолеты-пулеметы СР-2М, АЕК-919К, ПП-19-01 <<Витязь-СН>>. Из еще одного интервью генерала Юрченко почерпнута мной информация о поступлении на вооружение ВВ новых боеприпасов, <<в том числе бронебойных, которые будут пробивать броню толщиной в железнодорожную рельсу>>. Но для чего войскам, чья задача - охрана правопорядка внутри страны, вдруг понадобилось пробивать из автомата броню толщиной в рельс? Рассматривается вопрос об оснащении ВВ беспилотными летательными аппаратами, <<чтобы иметь данные об обстановке в радиусе до 50 км от расположения части>>. Можно сделать вывод, что по мобильности и техническому оснащению внутренние войска сегодня подчас значительно превосходят армейские. Около 80 процентов всей техники и вооружения ВВ МВД относится к новым образцам - такой перевооруженческий рывок армии и не снился! <<Артиллерия правопорядка>> - так именуется один из разделов сайта ВВ МВД. Из размещенного на нем интервью начальника артиллерии ВВ генерал-майора Анатолия Киреева мы узнаем, что его артиллеристы скоро получат новые автомобили <<Урал>> со специальной платформой, оборудованной для стационарной установки зенитной системы ЗУ-23. <<Зушки>> - средство борьбы с вертолетами и низколетящими самолетами: кого собираются сбивать зенитчики внутренних войск? Пока что ни единого ударного вертолета или штурмовика у участников <<маршей несогласных>>, равно как и протестующих против повышения пошлин на иномарки, нет. Тем не менее, огневые возможности штатной артиллерии внутренних войск с 1999 года увеличились более чем в 14 раз (информация с того же сайта). У внутренних войск есть и авиация: 13 авиаполков и отдельных эскадрилий. Как сообщал заместитель главкома по авиации - начальник авиационного управления ВВ МВД генерал-лейтенант Юрий Пыльнев, <<мы эксплуатируем 6 типов самолетов и 3 типа вертолетов>>. Для полноты картины добавим, что у внутренних войск имеется, по сути, и свой флот - морские части, на вооружении которых катера (свыше 120 единиц, в том числе бронированных), вооруженные пулеметами и автоматическими гранатометами. По данным российского информагентства <<Индустрия безопасности>>, в составе ВВ МВД России свыше 1,5 тысячи моряков, из них около 200 водолазов. По иным источникам, всего в частях внутренних войск (не только морских) не менее 500 боевых пловцов-диверсантов. А в перспективе планируется создать не только новые боевые, но и <<транспортные морские подразделения, оснастить их необходимой техникой для выполнения задач по переброске личного состава и воинских грузов на большие расстояния>>, потому что <<десантные корабли... окупят затраты по своему строительству и содержанию уже через 4-5 лет>>. Так писала в октябре 2007 года <<Красная звезда>>. Фактически речь идет о создании морской пехоты - морских десантных сил внутренних войск! Естественно, все это требует затрат. С финансированием перевооруженческой программы у внутренних войск, похоже, проблем нет. В 2007 году на закупки спецтехники и вооружения для милиции и ВВ потрачено свыше 3 млрд рублей - эту цифру называл министр внутренних дел Рашид Нургалиев. В 2008 году расходы на закупки нового вооружения и спецтехники уже только для внутренних войск должны были составить не менее 5,5 млрд рублей - эти данные приводит начальник Главного штаба ВВ МВД генерал-полковник Сергей Бунин. А генерал Валерий Баранов сообщил, что в последние годы финансирование научно-исследовательских работ в интересах <<улучшения оснащенности ВВ>> увеличились более чем в 10 раз. В свете всего этого циркулирующая в последнее время информация, что только на нужды подразделений ОМОНов в кризисном 2009 году будет выделено из бюджета 9 млрд рублей, вовсе не кажется фантастической. Заметим, что внутренние войска ускоренно наращивают свою мощь на фоне деклараций о <<реформировании>> Вооруженных сил путем их сокращения и перевода на бригадный формат. При этом о реальном структурном реформировании внутренних войск и вообще системы МВД нет и речи. И еще: в то время как нам доказывают, что сеть учебных заведений Вооруженных сил нужно урезать (с нынешних 65 до десяти), на огромное количество учебных заведений МВД (их 90, в том числе пять - собственно внутренних войск) никто не покушается. Однако, быть может, при таком рачительном отношении во внутренних войсках порядка больше, чем в армии, и поэтому на них власть особенно как-то рассчитывает и полагается? Рассчитывать-то она, возможно, и рассчитывает, но говорить о том, что обстановка в ВВ отличается от армейской в лучшую сторону (или хотя бы имеет тенденцию к улучшению), не приходится. Наоборот, генерал-лейтенант Павел Дашков, командующий войсками Северо-Западного регионального командования внутренних войск МВД России, с горечью признает: <<К сожалению, имеется тенденция к повышению преступности среди офицерского состава>>. Не секрет, например, что жители подмосковного Софрино и близлежащих поселков с большой опаской относятся к военнослужащим дислоцированной там одноименной бригады внутренних войск. И встречи с ними избегают не только на темной дороге, но и средь бела дня. Более того, порой они даже раздраженно именуют их <<отморозками>>. Почему-то не нравится местным жителям, что защитники правопорядка взяли моду ездить за водкой на БТР, а потом слегка дебоширить, требуя скидок на горячительный товар. Продавцам в качестве аргумента в споре могут предъявить пистолет, а могут и ларек разгромить - таких случаев хватает. Несколько лет назад 12 офицеров и контрактников Софринской бригады ВВ, затарившись водкой, всю ночь гудели возле магазина. А потом им показалось мало, и они пошли на <<штурм>> торговой точки. Продавцы, отбиваясь, пальнули из охотничьего ружья. Вояки покинули поле боя с потерями: одного офицера сразила пуля, второй погиб под колесами грузовика, на котором и приехали за водкой... Схожие истории в изобилии вы услышите от обитателей едва ли не всех местечек, где расквартированы бойцы внутренних войск. В Железногорске Красноярского края есть в/ч No.3377, специализирующаяся на охране атомных объектов. За этой частью закрепилась плохая репутация: солдаты гибли там едва ли не каждую неделю. Правда, по официальным версиям, они сами ни с того ни с сего пускали себе очереди в живот или голову, иногда получали пули или подрывались на гранатах <<по неосторожности>>, часто (опять же без всяких видимых причин) вешались или расстреливали друг друга в караулах. Вот еще сводки. Военный суд Новосибирского гарнизона вынес приговоры трем военнослужащим внутренних войск МВД РФ, призванным из Ингушетии: избили сослуживца за отказ принести водку. 13 военнослужащих внутренних войск самовольно покинули свою часть в Москве, обратившись в военную прокуратуру: замордовали! Процесс в Новгородском гарнизонном суде: 14 солдат и сержантов сбежали из батальона внутренних войск, обратившись в гарнизонную прокуратуру: их <<достали>> крутые сослуживцы из Дагестана. Три года назад Ленинградский окружной военный суд вынес приговор двум офицерам внутренних войск МВД: от их мошенничеств с жилищными сертификатами потери составили 33 миллиона 356 тысяч рублей. По данным за 2006 год в частях ВВ МВД Московского округа внутренних войск к материальной ответственности было привлечено 1765 военнослужащих. На тему преступности во внутренних войсках уже пишутся диссертации. Вот одна из тем: <<Криминологическая характеристика и предупреждение хищений огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершаемых военнослужащими внутренних войск МВД России>>. Вот еще одна: <<Криминологическая характеристика насильственной преступности среди военнослужащих внутренних войск МВД России и ее предупреждение>>. <<Исследования показывают, - читаем в автореферате, автор которого Сергей Мазур, - что во внутренних войсках МВД России значительно возросло количество тяжких преступлений с применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Активно используется оружие при групповых насильственных преступлениях против личности военнослужащих и граждан>>. Автор диссертации изучил 156 уголовных дел, проанкетировал 840 и лично опросил 280 военнослужащих ВВ МВД, <<совершивших насильственные преступления>>. Нарисованный им портрет офицера-преступника заслуживает отдельного цитирования: <<Офицер, совершивший насильственное преступление - это сложившаяся личность холерического темперамента, имеющая опыт агрессивно-насильственного поведения (приобретенный в военных училищах, военных институтах внутренних войск МВД России), исключительно корыстные побуждения (связанные и не связанные с карьеристскими устремлениями), испытывающая косвенное влияние представителей криминального мира (в том числе организованной преступности), обладающая психологией <<временщика>> и безразличная к судьбам подчиненных в частности и внутренним войскам МВД России вообще>>. По сути, сказано: преступников порождает и воспитывает сама система подготовки кадров внутренних войск. Разумеется, далеко не все офицеры ВВ подпадают под эту характеристику, среди них, можно не сомневаться, великое множество достойных людей. Примечательно, что во главе внутренних войск уже много лет стоят армейские генералы. Генералов внутренней службы, закончивших учебные заведения МВД и сделавших карьеру во внутренних войсках, и, тем паче, милицейских генералов к основным постам в центральном аппарате Главкомата не подпускают. Сам главком, генерал армии Николай Рогожкин, откомандирован во внутренние войска в 2000-м с должности заместителя начальника Главного штаба Сухопутных войск. Из девяти его замов пять прикомандированы к ВВ из Вооруженных сил, все они занимают ключевые позиции: возглавляют штаб, управление боевой подготовки, авиацию... Предыдущий главком, генерал Вячеслав Тихомиров - также армеец. Картина получается весьма любопытная: министерство, к которому относятся ВВ, - внутренних дел, но сам министр - чекист, как и ряд его замов. Конечно, хотелось бы верить, что бойцов невидимого фронта забросили в МВД для разгребания авгиевых конюшен. Увы, результатов только пока не видно. Впрочем, разве мы знаем точно, каких именно <<результатов>> ждет власть от ВВ? Внутренние войска - это национальная гвардия - по назначению, структуре и т. д. В 1990-е годы неоднократно ставился вопрос о создании на основе ВВ национальной (федеральной или президентской) гвардии - отдельной структуры, подчиненной лишь президенту и не входящей в МВД. Утверждают, что в 1998-м президент Ельцин даже подписал указ о преобразовании ВВ в Президентскую гвардию, но потом указ лег под сукно. Выделение мощных ВВ в качестве самостоятельной структуры, обретающей новое качество, расходилось с интересами прочих силовых ведомств. Однако, идя навстречу <<традиционным>> силовикам, Кремль на корню пресекал попытки поглощения внутренних войск <<смежными>> конторами. В свое время за ВВ боролся бессменный глава МЧС Сергей Шойгу, но усиливать его и без того мощное ведомство никто не собирался. Внутренние войска - мощнейший силовой инструмент внутренней политики. Власть не забывает об этом никогда, но особенное внимание уделяет ВВ и ситуации в них в смутные, кризисные времена. Стоит вспомнить самый конец прошлого десятилетия и то, что именно с руководством внутренних войск вел тайные переговоры кандидат в отечественные Бонапарты, боевой генерал Лев Рохлин, на предмет невмешательства ВВ в политические события, если последние примут <<нештатный>> оборот. Дело было весной 1998 года, а в начале лета генерал Рохлин погиб при загадочных, до сих пор до конца не выясненных обстоятельствах. А еще через несколько месяцев президент Ельцин снял главкома ВВ МВД генерал-полковника Павла Маслова, уже было представленного к званию генерала армии. По слухам, как раз за то, что главком отказался разрабатывать план введения ЧП и ясно дал понять президенту: <<в случае чего>> внутренние войска ни на чьей стороне в события вмешиваться не будут и втягивать их в политику не нужно... И последнее наблюдение. Да, боевая мощь внутренних войск растет на глазах, на их нужды и содержание, в частности, на повышение окладов бойцам ОМОНов, средства отпускаются, словно на дворе полное благополучие, а не кризисный 2009-й год с его очевидной необходимостью секвестра бюджета и затягивания всех имеющихся <<поясов>>. Но ведь параллельно идет процесс противоположный: огневая мощь многочисленных милицейских структур в регионах качественно ослабляется, особенно в национальных образованиях. Предлог благовидный: МВД перевооружается, поэтому из милиции будут изымать автоматы Калашникова (а также пулеметы и гранатометы), переводя ее на новые и <<более эффективные>> пистолеты-пулеметы. Пули которых, мол, обладают <<меньшей рикошетирующей способностью>>, что <<удобно для городских условий>>. Оно, может, и удобно, только по своим боевым возможностям все эти <<витязи>>, <<кедры>>, <<клины>> и прочие <<кипарисы>> сильно уступают автомату Калашникова, да еще и с боеприпасом, прошивающим рельс. После этого <<перевооружения>> милицейские формирования фактически не смогут действовать вне городской черты. И подготовку сотрудников региональных структур МВД улучшать никто не собирается - в противовес резкому улучшению уровня боевой подготовки внутренних войск. Парадокс? Да, если не вспомнить, что внутренние войска напрямую подчинены лишь президенту, а местные органы МВД де-факто находятся под крылом региональных властей, лояльность которых в условиях нарастающего кризиса - отнюдь не аксиома <http://vostokmedia.com/_print35726.html>



полная версия страницы